29.07.2008

Маркетинг втемную

Туристические агентства начали готовиться к затмению заблаговременно. В турагентстве «Олимпия-Райзнен-Сибирь» отмечают, что иностранные туристы начали интересоваться наблюдением затмения в Новосибирске 2 года назад. Тогда, по словам руководителя отдела приема иностранных туристов Олеси Варнавиду, было подано 6000 заявок, но наблюдать небесное явление в столицу Сибири приедет всего лишь1200 иностранцев. О. Варнавиду отмечает, что все туристы, которые приедут в Новосибирск наблюдать затмение посредством «Олимпии-Райзен», – профессиональные астрономы из США, Франции, Германии, Индии, Японии, Великобритании. Помимо наблюдения затмения иностранцев повезут на экскурсии по Новосибирску, будут водить в рестораны. Стоимость тура по Новосибирску варьируется от 150 до 500 евро на одного туриста и, по словам О. Варнавиду, зависит от условий размещения и программы мероприятий.

Другое турагентство, «Космополит», не занимается приемом туристов в Новосибирске и столкнулось с проблемой – отсутствие железнодорожных и авиабилетов на 1 августа. Хотя представитель пресс-службы S7 Денис Шкляров говорит, что на рейсах в Новосибирск есть свободные места и вводить дополнительные рейсы не потребовалось.
Активно готовятся к приему гостей пансионаты и отели. Пансионат «Лесная сказка» предлагает понаблюдать затмение с теплохода «Ремикс». Трехчасовая прогулка с последующим банкетом стоит 300 руб. на человека. В «Лесной сказке» сообщили, что планируют продать 100 билетов на теплоход, забронировано уже 20. А Фонд развития малой авиации использует затмение, чтобы привлечь внимание к себе и своим авиационным проектам. 1 августа он организует воздухоплавательную регату. В регате и воздушном шоу примут участие более десяти монгольфьеров из разных регионов.

В River Park Ob Hotel бронирование номеров на 1 августа началось со второй половины прошлого года, особенно активно бронировали номера в ноябре-декабре. «Первыми были проданы номера категории «студия» и 2-комнатные номера», – отмечает PR-менеджер отеля Юлия Пичикова. По ее словам, на 1 августа осталось около 20% свободных одноместных номеров категорий «эконом» и «стандарт». «1 августа отель ожидает 100-процентную заполняемость. Среди постояльцев в отеле будут как обычные бизнес-туристы, так и те, кто приедут смотреть только затмение», – добавляет Ю. Пичикова.

Директор гостиницы «Новосибирск» Александр Элерт констатирует, что все номера гостиницы «Новосибирск» на 1 августа 2008 года были забронированы еще 2 года назад. «Свободных мест на 1 августа уже нет и в день затмения гостиница будет заполнена на 100%», – добавляет А. Элерт.

В опрошенных нами отелях цены на 1 августа не повышались. Директор отеля De Luxe Ольга Отмахова отмечает, что расценки отеля De Luxe для Новосибирска и так достаточно высокие. Может быть, поэтому ажиотажного спроса гостиница не наблюдала, и свободные места в ней есть.

Параллельно с гостиницами, квартирные бюро наперебой предлагают свои услуги. По словам риэлторов, квартиру 1 августа можно будет снять. Несмотря на то, что цены на посуточную аренду квартир на 1 августа поднялись в 2 раза, квартиросъемщики бронируют квартиры заранее. Среди них, отмечают сотрудники квартирных бюро, есть как студенты из других городов, так и состоятельные граждане и иностранцы. Однокомнатную квартиру в эту знаменательную для нашего города дату можно снять по цене от 3000 руб. Руководитель квартирного бюро «Горница» Анжела отмечает, что ажиотажа на аренду жилья 1 августа, который так прогнозировали эксперты, не наблюдается.

Не остались в стороне от природного явления и некоторые рестораторы. Например, «Кофемолка» вечером 28-го июля открывает летнюю терассу на крыше на Красном проспекте, 65а. «Люди уже начинают бронировать столики на 1 августа, – рассказывает исполнительный директор ресторанного направления группы «Септима» Наталья Ильина. – Там мы будем продавать недорогие сувениры – небольшие стеклышки, через которые можно смотреть на солнце. Мы готовы принять и обслужить иностранцев. Сейчас мы проверяем меню на английском языке, чтобы там не было ошибок. Цены мы завышать не будем. По нашим прогнозам, поток клиентов увеличится примерно на 20-30%».

Разумеется, к 1 августа компании решили заработать на специальных очках.

Компания «Графолит», занимающаяся изготовлением сувенирной продукции, единственная в городе предложила новосибирцам изготовление очков для наблюдения солнечного затмения с логотипом компании. Стоимость изготовления таких очков, по словам менеджера компании Натальи Глушковой, от 30 до 50 руб. Цена зависит от тиража. Н. Глушкова отмечает, что спрос на изготовление данных очков в «Графолите» среди новосибирских компаний начался в начале июля. Менеджер «Графолита» отмечает, что компании, прибегающие к заказу очков, заказывают тиражи от 50 до 4 тысяч экземпляров.

Между тем, крупный федеральный ритейлер «Ашан» в начале июля начал продавать очки для наблюдения солнечного затмения по 31 руб. К середине июля цена на данный товар у ритейлера снизилась, и составляла 24 руб. А с 21 июля «Ашан» объявил распродажу очков. Теперь цена составляет всего 10 руб. за пару. В городе можно приобрести очки различного дизайна у распространителей. Средняя цена очков в городе составляет 50 руб.

Другой ритейлер, компания «Кора» в честь уникального явления, которое произойдет 1 августа, приготовил специальные подарки для своих покупателей. При совершении покупки с 16:41 до 18:45 (именно в это время пройдет солнечное затмение на территории России), подарок покупателю гарантирован. Если покупка будет сделана в период полной фазы затмения (с 17:45 до 17:48), то покупатель становится счастливым обладателем подарочного сертификата на сумму 2000 руб. «Этой акцией мы готовы прежде всего заявить о нашем бренде, – говорит директор по маркетингу «Коры» Дарья Касьянова. – Я думаю, приток покупателей составит 30-40% от средней величины проходимости».

Агентство событий «Ура!» в преддверии затмения разработало 3 программы для иностранных туристов для наблюдения уникального небесного явления. В рамках этих программ наш город должны были посетить 150 австралийских туристов по инициативе питерской компании «Тур де Форс», занимающейся въездным иностранным туризмом, и 500 туристов из Германии. По словам бренд-менеджера агентства событий «Ура!» Александры Блок, чартерные рейсы оказались для немцев очень дорогими. Наряду с этим возникли проблемы с транспортировкой иностранных гостей по городу и их расселением. «Городская инфраструктура оказалась не готовой к приему такого количества иностранцев», – резюмирует А. Блок. В итоге, в Новосибирск, по словам А. Блок, приезжает небольшая группа туристов из 63 человек. Это люди из Англии и США. «Не скажу, что их приезд будет чем-то особенным в практике агентства событий «Ура!» – бюджетов хватает на перелеты, проживание и питание и совсем ординарные вещи – сити-туры, экскурсии, гиды. Event в этом случае становится лишним довеском в бюджете, который полностью уходит на покрытие таких нелегких статей расходов, как приезд в наш город и жизнь в нем», – добавляет бренд-менеджер.

В этот раз затмение решили использовать и субъекты, далекие от развлекательного бизнеса.

Сибирский банк Сбербанка России для частных клиентов проводит акцию «Успей до наступления полного затмения!». Для участия в акции необходимо в период с 10 по 30 июля 2008 года открыть либо пополнить вклад или осуществить денежный перевод на сумму от 300 тыс. руб. в любом подразделении Сбербанка Новосибирске, Новокузнецке, Томске и Кемерово. Тогда вы сможете наблюдать затмение через профессиональные телескопы на специальных площадках возле театра «Глобус» и у здания Сибирского банка Сбербанка России ОАО по ул. Серебренниковская, 20.

Страховая фирма «Стиф» предложила дополнение к программе «На всякий случай» – «Солнечное затмение-2008». Программа предусматривает такие страховые случаи, как травма (в том числе и солнечный ожог глаз), укус клеща, пищевое отравление. Полис действует на территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай в течение 10 дней (срок окончания действия не позднее 9 августа 2008 года). Стоит полис 300 руб. для граждан РФ и 500 руб. для иностранных граждан. Размер страховой суммы 20 тыс. руб.

Эта оригинальная идея посетила врача-специалиста «Стифа» Любовь Соловьеву. «Я художница, и собиралась написать уникальное затмение, – рассказывает Л. Соловьева. – Одновременно начала интересоваться влиянием затмения на человеческое зрение. Выяснилось, что при наблюдении за затмением невооруженным взглядом возможны тяжелые ожоги роговицы и сетчатки глаза с необратимыми последствиями. Так возникла мысль подстраховать наблюдателей. А от укуса клеща мы страхуем тех, кто будет наблюдать затмение на лоне природы».

Л. Соловьева рассказала, что необычные полисы вызвали интерес клиентов. В том числе и иностранных – немцев и голландцев. По словам заместителя гендиректора «Стифа» по маркетингу Сергея Мышко, компания планирует не заработать на полисах, а привлечь внимание. «Нам это удалось, – гордится С. Мышко. – К нам обращались СМИ не только из Новосибирской области, но и из других регионов».

Михаил Докукин, Елена Богданова, Анна Окурина


Источник: Эпиграф