28.07.2008

Две минуты мрака

Теперь от солнечного затмения не бегут, его не боятся. Напротив, давно сформирован пул любителей (или как их еще называют — охотников за затмениями, Eclipse chasers) и астрономов-профессионалов, которые готовы отправиться даже в самые труднодоступные места ради возможности стать очевидцем этого природного явления.

Разумеется, по законам рынка спрос сформировал предложение. И на этот раз сибирские регионы живо откликнулись на идею коммерциализации затмения. Перспектива собственными глазами увидеть, как контур Луны перекрыл контур Солнца, постепенно приобрела совершенно конкретные черты бизнес-проекта. Старт был дан туристическими компаниями, активно поддержан отельерами, и, чем ближе к событию, тем выше костер, раздутый средствами массовой информации. Первые дополнили предстоящим событием свои уже существующие туры. Вторые разработали специальные ценовые предложения, рассчитанные на ажиотажный спрос. Третьи — проинформировали о событии и с помощью туристических агентств посчитали выручку от будущего затмения. Экономике города Новосибирска, например, 2 минуты и 19 секунд мрака должны принести от 4,5 до 7 млн долларов. Предполагалось, что, например, иностранные гости, коих в Новосибирске ожидается, по разным оценкам, от 3 до 5 тыс. человек, ежесуточно должны тратить 18 млн рублей только на транспорт, питание и разговоры по мобильному телефону, а вместе с проживанием и все 27 млн! Местные туристические агентства заработают около 270 тыс. долларов, стоимость стандартного трехдневного тура, по предварительным оценкам, могла составить 2 тыс. евро. Ежесуточный доход гостиничного бизнеса при средней стоимости номера в 3 тыс. рублей должен был достигнуть отметки в 9 млн рублей. Прогнозировались и возможные доходы, которые получат от солнечного затмения рестораторы. Вполне логично предполагалось, что в эти дни посещаемость и выручка заведений общепита может вырасти минимум на 30%. И даже таксомоторные компании в дни затмения ожидают «новогоднего» всплеска цен на свои услуги, вплоть до двойного увеличения тарифа.

Разумеется — все оценки приблизительны и в большей степени рассматриваются и рассматривались лишь как игра разума. С высокой долей точности посчитать мультипликативный эффект, который получит отдельно взятый регион или город, невозможно. Точно так же, как и спрогнозировать доход той или иной компании, того или иного сектора экономики. Никто не знал накануне и никто не скажет точно после, сколько же туристов посмотрели солнечное затмение. Предварительные оценки опять же «гуляли» в диапазоне от 15 до 30 тыс. человек! Тем более невозможно составить полную картину того, сколько же они все-таки потратят денег на обеды, завтраки, ужины, экскурсии по городу, покупку сувениров, мобильную связь, бензин (это в случае если приехали на автомобиле из соседнего города) и какую сумму составят их прочие расходы. Все наши теоретические изыскания на этот счет будут далеки от реальной жизни. Впрочем, никому в этой ситуации не требуется предельная точность.

Шоу «Затмение Солнца-2008», на наш взгляд, разумнее и полезнее изучить с иной точки зрения. Раз уж мы подходим к природному явлению как к коммерческому проекту, то по окончании всей этой шумихи для себя и ближайших не менее крупных кампаний (праздники, конференции, форумы) стоит проанализировать прорехи, существующие в местной индустрии гостеприимства. И совершенно неважно при этом, что полное затмение Солнца в Новосибирске может случиться через много лет. У нашего региона, у наших городов было и будет еще великое множество поводов принимать тысячи иностранцев и соотечественников. И вновь и вновь обеспечивать им крышу над головой, возможность добраться до того или иного интересующего их места, развлекать, угощать. В общем, быть радушными хозяевами.

Рисунок С. Мосиенко


Источник: Эксперт Сибирь